Велосипеды в Пскове
самокаты, беговелы, запчасти
Корзина
0 руб.

Велосипедные тормоза: типы тормозов и настройка

Если в простых в моделях дорожных, прогулочных и детских велосипедов могут использоваться включенные в состав задней втулки барабанные (или педальные) тормоза, то для поездок по сложным трассам и спортивных состязаний более применимы современные ободные тормоза типа V-brake и дисковые тормоза.

Тормоза в составе конструкции велосипеда являются обязательным элементом управления и обеспечения безопасности велосипедиста. И если в простых в моделях дорожных, прогулочных и детских велосипедов могут использоваться включенные в состав задней втулки барабанные (или педальные) тормоза, то для поездок по сложным трассам и спортивных состязаний более применимы современные ободные тормоза типа V-brake и дисковые тормоза.


Советы по выбору

Для правильного выбора модели тормозного узла потребуется знать устройство и преимущества основных видов тормозных систем. Тормоза барабанного типа используются на односкоростных велосипедах и моделях с планетарными втулками с внутренним переключением передач. Планетарные втулки на сегодня не устанавливаются на спортивных велосипедах, поскольку имеют большой вес и пониженный КПД, а их ремонт возможен лишь в условиях профессиональных велосервисов.

Дисковые тормоза для велосипеда были переняты у мотоиндустрии, и имеют множество преимуществ в сравнении с остальными видами тормозных систем. Как и в других типах тормозов, дисковые работают за счет силы трения и, воздействие при этом происходит не на сам обод, а на установленный на втулке стальной диск.

Обеспечивает торможение за счет сжатия металлического обода колеса ободной тип тормозов, который имеет простое устройство, не требует дорогостоящего обслуживания и ремонта, а по массе значительно меньше остальных видов тормозных узлов. В свою очередь, дисковые и ободные тормоза подразделяются на гидравлические и механические.

В гидравлических устройствах усилие с рычага на руле передается посредством давления тормозной жидкости, которая герметично заполняет специальные трубки. Установить гидравлические тормоза на велосипед стоит потому, что они показывают высокую эффективность, а при нажатии на тормозную ручку требуют меньше усилий.

Механический тормоз состоит из калипера и протянутого от тормозной ручки металлического тросика, через который передается усилие на тормозные колодки. Механический тип тормозов обеспечивает практически ту же эффективность, но стоит заметно дешевле и показывает высокую ремонтопригодность.

Если ставить на велосипед ободные тормоза V-brake, нужно учитывать, что в зимний период их эффективность значительно снижается. К тому же такой вид тормозов может со временем сильно изнашивать обод за счет попадающей на него грязи, имеющей абразивные свойства. Тем не менее, благодаря простоте конструкции, меньшему нагреву и низкой стоимости, ободные тормоза станут подходящим вариантом для бюджетной модели велосипеда.

Дисковые механические тормоза – пожалуй, самый надежный вариант, обеспечивающий безопасность при поездках в любую погоду. Они держат немного лучше V-brake, не повреждая обод. Но дисковая «гидравлика» обеспечивает большую комфортность вождения при высокой эффективности, за счет чего ей предпочитают пользоваться профессионалы.


Как поменять тормозной узел

Для установки на велосипеде самого популярного на сегодня вида тормозов - V-brake, потребуется разобраться в их устройстве. Прежде всего, необходимо правильно снять старые тормоза. Для снятия тормозных рычагов:

  • ослабляют винты крепления и отсоединяют тормозной трос;
  • отвинчивают крепежный винт и снимают тормозной рычаг с оси;
  • так же снимают противоположный рычаг.

При установке первым делом колодки закрепляются на тормозных рычагах (учитывая маркировку на них – они бывают лево- и правосторонние), закрепляются рычаги на осях креплений на раме. Соединяют направляющую с рычагами, закрепляют трос с помощью зажимов. Затем необходимо зафиксировать тормозную ручку на руле, вставить бобышку тормозного тросика в паз и приделать трос рычага, после чего можно установить пружину.

Как самостоятельно починить тормоза

Починить в полевых условиях дисковые механические тормоза не представляется возможным, равно как и гидравлические при повреждении гидролинии. Частично о том, как починить тормоза на велосипед, можно узнать из инструкции, изучив устройство узла.

Частой проблемой тормозов V-brake становится поломка пружины - ее можно заменить самостоятельно, но нужно учитывать, что производители стараются продавать на рынке тормоза комплектами и приобрести отдельно пружину вряд ли получится. Также нередко из-за износа тормозных колодок или растяжения троса тормоза перестают выполнять свою функцию - в таком случае можно заменить колодки, открутив винты крепления или подтянуть трос, ослабив фиксирующий его болт.

Как настроить велосипедные тормоза

Тормоза V-brake элементарны в настройке – для этого:

  • колодки настраиваются с помощью крепежа под необходимым углом, производится установка пружины и проверка работы рычага;
  • далее необходимо продеть трос и затянуть зажимной винт троса на таком уровне, чтобы между колодкой и ободом колеса соблюдалось расстояние 1-2 мм;
  • отрегулировать это расстояние можно также с помощью барабана тормозной ручки;
  • далее с помощью крестообразного болта натяжения пружины регулируется сближение тормозных колодок – необходимо, чтобы оно было равномерным.

Устройство дискового тормоза аналогично с V-brake, но здесь требует внимания узел торможения со специальными тормозными колодками - калипер. Вся система настройки дискового тормоза механического или гидравлического типа сводится к соблюдению условия параллельности колодок относительно стального диска, а также проверки правильности их установки - при обнаружении трения диска об какую-либо из колодок производится их настройка натяжкой болтов калипера. Также потребуется с помощью шестигранника настроить положение ручки тормоза и приводного троса.

В заключение хочется сказать, что тормоза являются одним из самых важных узлов велосипеда, и выбирать их тип стоит соответствии с тем, каковы ваши привычные условия вождения (туристические поездки, экстрим и т.д.) и интенсивность поездок.